Услышав посторонний звук, издаваемый какой-то частью передней подвески по не совсем понятным причинам, не торопитесь поддаваться панике и спешно нестись в ближайший автосервис. Велика вероятность того, что этот стук при ближайшем рассмотрении окажется не чем иным, как обычной мелкой деталью, которая немного открепилась от основания. В таком случае чаще всего можно справиться и самому буквально за 5 минуты. В других ситуациях стук и вовсе начинается от неровной дороги, особенностей устройства передней подвески и просто по причине прохождения сложного маневра в пути.
Но нельзя отбросить и вероятность возникновения реальной проблемы в форме того или иного дефекта одной или нескольких деталей передней подвески. Сам по себе этот автомобильный узел обладает достаточно весомым запасом прочности, но российские дороги способны «убить» любую подвеску. Поэтому полная и всеобъемлющая диагностика обоих отсеков подвески — единственный шанс понять, что происходит с автомобилем на самом деле. Основываться исключительно на каких-нибудь косвенных признаках тех или иных неисправностей не рекомендуется: рулевая и тормозная система тесно связана с подвеской и в равной степени может быть источником стука.
Осмотрите рулевые тяги, от которых во многом зависит безопасность движения автомобиля, проблемы с управлением машиной слишком опасны, чтобы игнорировать в случае чего. Сама по себе подвеска является соединителем кузова и той поверхности, по которой движется машина, так что сцепление тоже следует проверить. Не упустите из виду и амортизаторы — их нормальное функционирование важно в первую очередь для вашего комфорта, иначе все неровности дорожного полотна неизбежно будут отдаваться колебаниями в салоне. В конечном итоге это влияет не только на ощущения водителя, но и на срок службы ряда деталей. Вполне возможно, что амортизаторы исправны и просто скрипят или трутся о другие детали, тогда никаких серьезных проблем вы не получите. Такие неполадки устранятся за пару минут без особых усилий. В этом и заключается польза самостоятельной диагностики.
В подвеске шуметь или стучать может вообще практически что угодно, например, защитные детали кузова или подшипники, нередко скрипящие на крутых поворотах. Также нужно провести диагностику сальников и уплотнителей, поперечной тяги, а также наконечников. Не забудьте также убедиться в твердости фиксации креплений, которые тоже нередко производят надоедливый скрип без видимых причин. Стучать на глубоких ямах может поддон, от которого в таком случае будет исходить гулкий стук, быстро распространяющийся по всему кузову вперед. Иногда от таких неполадок возникает ощущение, будто причину стука следует искать в передней подвеске, хотя на самом деле это не так. Убедиться, где именно в машине, состоящей из множества деталей, находиться настоящая причина постороннего стука — это уже половина дела.
В задней подвеске следует убедиться в прочности креплений выхлопной системы. Ее труба вполне может создавать тот самый шум, открепившись от основания и периодически ударяясь о металл кузова. Если вовремя не устранить эту неполадку, можно остаться без глушителя.
В целом на осмотр задней подвески вы потратите гораздо меньше времени, так что игнорировать диагностику этой части точно не следует — деталей там не так уж и много. Раскачивание автомобиля с целью выяснения состояния амортизаторов — спорный метод в плане эффективности. Но для беглого осмотра можно и посмотреть, как быстро машина перестанет раскачиваться. Считается, что если это произошло достаточно быстро, то с амортизаторами все в порядке и волноваться не стоит. Иное дело в противоположном случае, когда машина продолжила колебаться — скорее всего, что-то пошло не так и амортизаторы требуют более подробного осмотра.
Этот способ некоторые считают архаизмом, поскольку современные амортизаторы нередко представляют собой слишком сложную конструкцию, состояние которой таким кустарным методом не измерить. В любом случае, не забудьте при осмотре амортизаторов обратить самое пристальное внимание на масляные подтеки на покрытии, а также на все возможные дефекты и трещины. Нарушение герметичности этих деталей — еще одна возможная причина возникшего стука и в перспективе не сулит подвеске ничего хорошего.
Будем рассчитывать, что после такой тщательной диагностики всех вероятных источников шум все-таки найден и устранен. В обратном случае рекомендуем скорейшим образом воспользоваться услугами профессиональных автомехаников.